Размышления о посте

«И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?         Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Матф.9:15)

Сейчас время Великого Поста, что натолкнуло на мысль о том, что такое собственно православный пост, зачем он нужен верующему человеку…и нужен ли вообще?

Заповедь поста имеет весьма древние корни… «И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрёшь» (Быт.2; 16-18). Из этого становится ясно и очевидно, что пост – вовсе не диета, не «очищение организма от зашлакованности», и прочего «наносного», хотя, к прискорбию, именно такие понятия о посте можно встретить в умах обывателей… Конечно, пост — это не что иное, как воздержание. Воздержание не только в пище. А от всего того, что рассеивает мысли,  отвлекает от молитвы, от покаяния, от творения добра ближним, от памятования о Боге, о душе и вечной жизни. Пост – прежде всего делание духовное, о чём неоднократно напоминают нам Отцы Церкви. «Истинный пост есть устранение от злых дел. Прости ближнему оскорбление, прости ему долги. «Не в судах и сварах поститеся». Не ешь ты мясо, но поедаешь брата. Воздерживаешься от вина, но не удерживаешь себя от обид. Вкусить пищу дожидаешься вечера, но тратишь день в судебных местах»
(Святитель Василий Великий). « Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния» (Святитель Иоанн Златоуст). О посте, угодным Богу говорил ещё в древности пророк Исаия: «Почему мы постимся, а Ты не видишь? смиряем души свои, а Ты не знаешь?’ — Вот, в день поста вашего вы исполняете волю вашу и требуете тяжких трудов от других. Вот, вы поститесь для ссор и распрей и для того, чтобы дерзкою рукою бить других; вы не поститесь в это время так, чтобы голос ваш был услышан на высоте. Таков ли тот пост, который Я избрал, день, в который томит человек душу свою, когда гнет голову свою, как тростник, и подстилает под себя рубище и пепел? Это ли назовешь постом и днем, угодным Господу? Вот пост, который Я избрал: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо; раздели с голодным хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом; когда увидишь нагого, одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит; возопиешь, и Он скажет: `вот Я!’ Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень; и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоенный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают»(Ис. 58; 3- 12). Поэтому пост, превращенный только в воздержание от некоторого рода пищи без доминантной, духовной составляющей является простой диетой, и ещё хуже – если таковой «пост» в этом случае сопряжен с лицемерием, тщеславием и гордостью… «Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф. 6, 16–18). Авва Исидор, пресвитер, говорил: «Если подвизаетесь в посте как должно – не гордитесь. Если же тщеславитесь сим, то лучше ешьте мясо. Ибо не так вредно для человека есть мясо, как гордиться и надмеваться». « Если постясь телесно, мы будем опутываться пагубнейшими страстями душевными, то никакой не принесет нам пользы измождение плоти, когда при этом оскверненными остаемся в драгоценнейшей части… нашего естества, которая собственно соделывается жилищем Святого Духа» (Преподобный Кассиан Римлянин).

О посте в Священном Писании говорится неоднократно: У пророка Иоиля о посте сказано: Но и ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не ризы ваши. И еще: Вострубите трубою в Сионе, освятите пост, проповедайте исцеление (Иоил. 2,12-13,15). Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище, и смирях постом душу мою (Пс. 34, 13). В Книге Товита пишется: Доброе дело — молитва с постом и милостынею и справедливостью… лучше,.. нежели собирать золото, ибо милостыня от смерти избавляет, и очищает всякий грех (Тов. 12, 8-9). Моисей вступил в средину облака и взошел на гору: и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей (Исх. 24,18). И пробыл там Моисей пред Господом сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил (Исх. 34,28). Апостол Павел во многих своих посланиях часто говорит о необходимости поста: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве (1 Кор. 7,5). Во всем являем себя, как служители Божий, в великом терпении, в бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах, под ударами, в темницах, в изгнаниях, в трудах, в бдениях, в постах (2 Кор. 6, 4) и т. д.

Зачем же поститься? Каковы смысл и цель поста, что он даёт человеку? О важности и необходимости поста говорит Сам Господь Иисус Христос : «…сей же род изгоняется только молитвой и постом» (Мф. 17; 21). Господь Своим же примером сорокадневного поста в пустыне показал необходимость этого действа. Обуздывая в посту страсти, смиряя плотские желания, и тем самым возвращая влияние духа и воли над телом, нам легче противостать демонам, которым  уже намного сложнее искушать нас. «Аз же, внегда они стужаху ми, облачахся во вретище, и смирях постом душу мою, и молитва моя в недро мое возвратится» (Пс. 34,13). «Тот никогда не может подавить возбуждений похоти, кто не силен бывает обуздать позывов чревоугодия… Ибо никак не поверишь, чтобы мог поспорить с сильнейшими соперниками тот, кого видишь преодолеваемым слабейшим в легкой схватке. (Преподобный Кассиан Римлянин)«Кто отвергает посты, тот отнимает у себя и у других оружие против многострадальной плоти своей и против диавола, сильных против нас особенно чрез наше невоздержание». (Праведный Иоанн Кронштадтский). «Полезен пост во всякое время для подъемлющих его, потому что на постящегося не смеют нападать демоны: охранители же жизни нашей — Ангелы деятельнее пребывают с теми, которые очистили душу постом». (Свт. Василий Великий). Но помимо этого пост оказывает непосредственное и благотворное влияние на нас самих, на нашу душу, Св. Иоанн Лествичник говорит о посте так:  «Пост есть истребление злых помыслов, источник чистой молитвы, родитель умиления, ходатай бесстрастия, оставление грехов, райская дверь и сладость» (Лествица. Слово 14, 33).

Пост необходимо расценивать как средство/инструмент ко спасению, а не как саму цель. Наряду с поклонами, послушаниями, бдениями, молитвой и пр…Все они направлены к очищению от грехов и спасению. Свт. Иоанн Златоуст пишет о бдениях: «Вы не знаете дня и ночи, но то и другое время обращаете в день, не воздух изменяя, а всенощными бдениями просвещая ночи. У вас ночи без сна, и власть сна прекратилась, так как любовь ко Христу победила слабость естества… Вы отринули ненависть, удалили низкие страсти, насадили добродетели, имели силу провести целую ночь в священном бдении…». Нельзя не сказать, что пост ставит те же цели для человека: прекратить власть чрева и плоти над духом «дух бодр, плоть же немощна» (Мк. 14:38). и победить слабость естества. Поэтому пост…

Пост как воздержание, как образ мысли и жизни, как общая тенденция христианского пути, пути ко спасению. Конечно, скоромная пища во время поста не становится табуированной, «источником скверны». Господь освободил нас и просветил благодатью и от того, что мы съедим наше спасение не зависит. «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем.» (1Кор.8:8). Хорошо сказал по этому поводу прп. Амвросий Оптинский: «Не пища имеет значение, а заповедь, Адам изгнан из рая не за объядение, а за вкушение только запрещенного». Здесь важен ещё элемент смирения и послушания (почему верные чада Церкви испрашивают благословение на пост и на его разрешение) причем это всегда остаётся свободным актом человеческой воли. Не нужно напоминать, что смирение в заповедях блаженства стоит на первом (начальный этап) месте. Хотя, честно признаюсь, трудно себе представить православного человека который бы безосновательно стал бы гнушаться поста зная его плоды для него же самого. Конечно, пост- это труд, духовное делание и потому без молитвы бесполезен, как и любое доброе начинание и дело для христианина. Но плоды этого усилия не заставят себя ждать, и человеку очистившемуся постом и молитвой будет невероятно отрадней и радостней встретить Светлый и счастливый день каждого христианина- Светлое Христово Воскресение. Станет очевидной заповедь: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8). Поэтому постимся постом приятным…угодным Господу…

Настоятель храма святой Анны Кашинской священник Олег Выборов.