Таинство Причащения (Евхаристии)

причащениеВ православном катихизисе дается следующее определение этого Таинства: Причащение есть Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает Тело и Кровь Христовы для вечной жизни. Приготовление Святых Даров для Причащения совершается на Евхаристии (греч. благодарение), почему это Таинство и имеет двойное название – Причащение или Евхаристия.

Так же как жизнь телесная не может продолжаться и развиваться без соответствующей пищи и пития, так и духовная жизнь нуждается в соответственной ей пище. Такая пища подается в Евхаристии или Таинстве Причащения.

Таинство Евхаристии было установлено Господом Иисусом Христом на Тайной вечере (см.: Мф. 26:26-28, Лк. 22:19-20). В качестве предустановления Таинства можно указать на произнесенные в капернаумской синагоге слова Спасителя из Его беседы о хлебе небесном: «Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Ин. 6:51, см. Ин. 53-56).

тайная вечеря2

Чинопоследование Таинства Евхаристии – вся литургия, которая является единым и нераздельным священнодействием. В самой литургии особое место занимает Евхаристический канон (анафора), а в Евхаристическом каноне особое значение имеет эпиклеза – призывание Духа Святого на Церковь, т.е. на евхаристическое собрание, и на предложенные Дары.

В Литургии можно выделить следующие главные части: во-первых, приготовляется вещество для Таинства, во-вторых, верующие приготовляются к Таинству, наконец, совершается само Таинство.

причащение2Часть литургии, в которой приготовляется вещество для Таинства называется проскомидия, что означает «принесение». Она так называется от обыкновения древних христиан приносить в церковь хлеб и вино для совершения Таинства. По той же причине и хлеб сей называется просфора, что значит приношение. Проскомидия состоит в воспоминании пророчеств и прообразований, а частью и самих происшествий, относящихся к рождеству и к страданиям Иисуса Христа, из просфоры вынимается часть, потребная для совершения Таинства; и также потребная часть вина, соединенного с водою, отделяется в священный сосуд. При чем священнодействующий воспоминает всю Церковь, прославляет святых прославденных, молится о живых и умерших, особенно о предержащих властях и о тех, которые, по вере и усердию, принесли просфоры, или приношения.

Часть литургии, в которой верующие приготовляются к Таинству, древние называли литургией оглашенных, потому что к слушанию ее, кроме крещенных и допускаемых к причащению, допускаются и оглашенные, то есть готовящиеся к крещению, также и кающиеся, не допускаемые до причащения. Начинается эта часть литургии благословением или прославлением Царства Пресвятой Троицы. Литургия оглашенных состоит из молитв, песнопений, чтения книг Апостольских и Евангелия, а оканчивается повелением оглашенным выйти из церкви.

Затем начинается литургия верных, в которой и совершается самое Таинство Причащения, и на которой имеют право быть одни верные, то есть принявшие крещение. Важнейшим действием в этой части литургии является произнесение слов, которые сказал Иисус Христос при установлении Таинства: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое. Пийте от нея вси, сия бо есть Кровь Моя Новаго Завета» (Мф. 26, 26-28); и потом призывание Святого Духа и благословение Даров, то есть принесенного хлеба и вина. При этом самом действии хлеб и вино прелагаются, или пресуществляются, в истинное Тело Христово и в истинную Кровь Христову.

Православная Церковь с древнейших времен веровала, что в Таинстве Евхаристии хлеб и вино непостижимым образом становятся истинными Телом и Кровью Христовыми.

В православном догматическом учении о Таинстве Евхаристии центральным является понятие «пресуществление»: «Веруем… что по освящении хлеба и вина – хлеб прелагается, пресуществляется, претворяется, преобразуется в саимое истинное тело Господа… вино претворяется и пресуществляется в самую истинную кровь Господа…» (Послания Патриархов о православной вере). Важно отметить, что понятие «пресуществление» — лишь указание на результат Таинства, но не объяснение самого его «механизма»: «Веруем, что словом пресуществление не объясняется образ, которым хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Господню, ибо сего нельзя постичь никому, кроме Самого Бога… но показывается только то, что хлеб и вино, по освящении, прелагаются в Тело и Кровь Господню не образно, не символически, не преизбытком благодати, не сообщением или наитием единой Божественности Единородного… но… истинно, действительно и существенно хлеб бывает самим истинным Телом Господним, а вино – самой Кровью Господней». (Послания Патриархов о православной вере)

О необходимости Причащения для спасения христиан ясно сказано в евангельской беседе Спасителя о Хлебе Жизни: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день». (Ин. 6:53-54)

Желающий приступить к Таинству Причащения должен испытать перед Богом свою совесть и очистить ее покаянием во грехах, к чему способствуют пост и молитва.

Спасительные плоды или действия причащения таковы:
— оставление грехов (см.: Мф. 26:28);
— теснейшее соединение с Господом (см.: Ин. 6:55-56);
— возрастание в духовной жизни и обретение жизни истинной (см.: Ин. 6:57);
— даруемый залог будущего воскресения и вечной жизни (см. Ин. 6:58).

Впрочем, все это справедливо только по отношению к тем, кто приступают к Причащению подготовленными: с благоговением и покаянным чувством; недостойным причащение приносит великое осуждение: «Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем».  (1 Кор. 11:29)

Источники:

1. Митрополит Филарет «Катихизис»

2. Протоиерей Олег Давыденков «Догматическое богословие»

3. Прот. Н. Малиновский «Очерк православного догматического богословия», т. 2