Таинство Покаяния (Исповедь)

исповедьПокаяние есть Таинство, в котором исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, невидимо разрешается от грехов Самим Иисусом Христом.

Таинство Покаяния установлено Самим Господом Иисусом Христом. «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2) – с этих слов Иоанна Крестителя начал Свою проповедь Иисус Христос (Мф. 4:17). Греческое слово metanoia («покаяние») означает «перемена ума». Проповедь Христа стала призывом к радикальному изменению образа мысли и образа жизни, обновлению ума и чувств, отказу от греховных дел и помыслов, преображению человека. Синонимом покаяния является часто встречающееся в Библии слово обращение: «Обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши» (Иер. 18:11). Обращение есть отвращение к греховной жизни и возвращение к Тому, от Кого мы ушли, от Кого отпали, от Кого отвернулись. Кающийся человек подобен блудному сыну из евангельской притчи (Лк. 15:11-24): живя в грехе, он удаляется от Бога, но после многих невзгод, «пришед в себя», решается вернуться к Отцу. Покаяние начинается с раскаяния и обращения («пришед в себя»), которые перерастают в решимость («встану,  пойду») и заканчивается возвращением к Отцу («встал и пошел»), исповеданием грехов («я согрешил»), прощением от Бога («принесите лучшую одежду»), усыновлением («этот сын мой») и духовным воскресением («был мертв и ожил, пропадал и нашелся»).

IMGP3087

До Своего Воскресения Спаситель обещал сообщить апостолам власть прощать грехи, когда сказал: «Елика аще свяжете на земли, будут связана на небеси; и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на небесех» (Мф. 18, 18). По воскресении же Своем действительно дал им эту власть, когда сказал: «Приимите Дух Свят: имже отпустите грехи, отпустятся им; и имже держите, держатся» (Ин. 20, 22, 23).

В христианской традиции Церковь воспринимается как духовная «врачебница», грех – как болезнь, исповедь – лечение, священник – врач: «Ты согрешил? Войди в церковь и покайся в своем грехе… Здесь врач, а не судья; здесь никто не осуждается, но каждый принимает отпущение грехов» (святитель Иоанн Златоуст). В чине исповеди сохраняются слова: «Внемли убо, понеже бо пришел еси во врачебницу, да не неисцелен отъидеши».

Христианину все грехи прощены в Крещении. Однако «несть человек, иже жив будет и не согрешит», и после Крещения он вновь допускает грехи, оседающие в его душе, как грязь и чернота, лишающие его полноты жизни в Боге, потому что ничто нечистое не может войти в общение с Пречистым Богом. Святые Отцы называли покаяние «вторым крещением»: «Покаяние есть возобновление Крещения. Покаяние есть завет с Богом об исправлении жизни… Покаяние есть примирение с Господом чрез совершение добрых дел, противоположных прежним грехам. Покаяние есть очищение совести» (Иоанн Лествичник).

Кающийся на исповеди острее ощущает свою греховность, и это сознание способствует исправлению его жизни. Исповедь приносится Богу, и священник – только «свидетель», как сказано в чинопоследовании Таинства. Зачем нужен свидетель, когда можно исповедоваться Самому Богу? Церковь, устанавливая исповедь перед священником, несомненно, учитывала субъективный фактор: Бога многие не стыдятся, так как не видят Его, а перед человеком исповедоваться стыдно, но это спасительный стыд, помогающий преодолеть грех. Кроме того, священник является духовным руководителем, помогающим найти верный путь для преодоления греха. Исповедь не ограничивается только рассказом о грехах, она предполагает и совет священника, а также в некоторых случаях епитимью. Под епитимьей обычно понимаются либо некоторые запрещения (например, отлучение от Причастия на определенный срок), либо дополнительные, сверх положенного для всех христиан, аскетические упражнения (посты, молитвы, поклоны и др.). Совершенно неверно понимать епитимью как наказание в обычном смысле этого слова. В Православной Церкви епитимья понимается как духовное лекарство, которое принимающий исповедь священник как духовный врач назначает кающемуся для уврачевания его нравственных недугов.

исповедь

Чинопоследование Таинства Покаяния состоит из двух основных действий, составляющих его видимую сторону:

а) исповедание перед священнослужителем своих грехов лицом, приходящим к Таинству;

б) молитвенное прощение и разрешение грехов, произносимое священнослужителем по выслушивании исповеди: «Господь и Бог наш Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит ти, чадо (здесь называется имя кающегося), вся согрешения твоя, и аз, недостойный иерей, властию Его, мне данною, прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

От приступающих к Таинству Покаяния требуется:

а) вера во Христа и надежда на Его милосердие, ибо «всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его» (Деян. 10:43; а также см.: Деян. 4:12; Евр. 7:25);

б) сокрушение о грехах, потому что «печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению…» (2 Кор. 7:10).

покаяние

Исповедание, т.е. произнесение вслух, грехов должно быть не только формальным признанием своей неправоты, но действительным раскаянием, т.е. искренним сожалением о содеянном, сопровождаемым чувством отвращения ко греху. Причем раскаяние это должно проистекать не только из страха перед гибельными последствиями греха, но прежде всего из любви к Богу, из осознания того, что всякий грех есть нарушение воли Божией, оскорбление нашего Творца, отделяющее грешника от Бога и лишающее его главного блага, которым обладает христианин, — возможности благодатного общения со своим Небесным Отцом.

Прощение человек получает на исповеди полное и всецелое («…да простит ти, чадо, вся согрешения твоя…»), поэтому исповедь должна быть полной. В случае, если кающийся по стыду или по другой причине скрывает грехи, Таинство считается недействительным, так как скрытый грех не прощается, а только усугубляется.

в) Намерение исправить свою жизнь, поскольку после того, как «беззаконник обратился от беззакония своего и стал творить суд и правду, он будет за то жив» (Иез. 33:19).

Раскаяние в грехах является необходимым, но недостаточным условием действенности Таинства Покаяния. От кающегося требуется также изъявление воли к исправлению, твердого намерения бороться с грехом, желания сотворить достойные покаяния плоды (см.: Мф. 3:7-8). Причем это намерение должно соединяться с осознанием собственной немощи и с испрашиванием у Бога благодатной помощи, без которой невозможно победить грех.

Вспомогательными и подготовительными средствами в отношении покаяния служат пост и молитва.

Невидимыми благодатными действиями Таинства Покаяния являются отпущение грехов и оправдание кающегося (см.: Ин. 20:23), освобождение от наказания за содеянные грехи и обретение надежды на спасение (см.: Лк 19:7-9), его примирение с Богом (см.: Лк. 15:17-24), исцеление кающегося, т.е. восстановление его в состоянии духовной цельности.

Невидимые действия благодати в Таинстве Покаяния простираются на все человеческие беззакония. Нет такого греха, который, при условии искренности покаяния, не мог бы быть прощен кающемуся (см.: Мф. 9:13, 18:11,14; 2 Пет. 3:9; 1 Ин. 2:1-2), кроме греха хулы на Духа Святого (см.: Мф. 12:31). Упоминаемые в Священном Писании смертные грехи (см.: 1 Ин 5:16) и непрощаемые грехи (см.: Мф. 12:31-32; Евр. 6:4-6), по толкованию отцов Церкви, означают не некоторые особого рода грехи, а вообще грехи нераскаянные: «Грех к смерти есть, когда некие, согрешая, в неисправлении пребывают… В таковых нет Господа Бога, аще не смирятся и не истрезвятся от своего грехопадения. Подобает им паче приступати к Богу, и с сокрушенным сердцем просити оставления греха сего и прощения, а не тщеславитися деянием неправедным» (5-е правило Седьмого Вселенского собора).

Рекомендуемая литература для подготовки к исповеди:                                              — Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): Опыт построения исповеди

Источники:

1. Митрополит Филарет «Катихизис»

2. Протоиерей Олег Давыденков «Догматическое богословие»

3. Игумен Иларион Алфеев «Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие»