Таинство Крещения

Крещение

В православном катехизисе дается следующее определение этого Таинства: Крещение (греч. ваптисис — погружение) есть Таинство, в котором верующий, при троекратном погружении тела в воду, с призыванием Бога Отца и Сына и Святого Духа, умирает для жизни плотской, греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. В крещении человек очищается Духом святым от всех прежних грехов и с него снимается осуждение или проклятие за грех: он становится сыном Божием и наследником Царства Небесного. Так как Крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то это Таинство не повторяется.

В ряду Церковных Таинств Крещение стоит хронологически на первом месте, оно есть дверь в Церковь, дающая доступ к участию в других Таинствах. Сам Господь Иисус Христос указал на безусловную необходимость Крещения для спасения: «… если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5)

Таинство Крещения установил Сам Господь Иисус Христос, когда «примером Своим освятил Крещение, приняв оное от Иоанна. Наконец, по воскресении Своем Он дал апостолам торжественное повеление: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мф. 28:19). Так приняв от Господа заповедь о крещении, апостолы передали ее всей церкви; с распространением церкви по всему миру, и это установление Господа распространилось по всем странам мира и неизменно сохраняется до ныне церковью Христовой.

Таинство Крещения совершается путем троекратного погружения крещаемого в воду с произнесением тайносовершительных слов: «Крещается раб Божий (называется христианское имя крещаемого) во имя Отца (1-е погружение). Аминь. И Сына (2-е погружение ). Аминь. И Святаго Духа (3-е погружение). Аминь.» Что касается совершения Крещения через обливание или окропление, то Православная Церковь считает, что такой способ совершения не уничтожает силу Таинства, однако допустим только в особых случаях, когда совершить Крещение через полное погружение представляется невозможным.

Подобно тому, как при Крещении Иисуса Христа на Иоардане видимо сошел на Него Дух Святый в виде голубя, и при совершении Таинства Крещения крещаемому таинственным образом даруется особенная благодать Божия.

Внутренним действием Таинства Крещения является очищение от всякой духовной скверны (Еф. 5:25-26), прощение грехов (Деян. 2:38) – как личных, так и первородного, спасение от вечного наказания (Мк. 16:16), приобщение той праведности, которую имел человек до грехопадения (1 Кор. 6:11), со-умирание со Христом для греха и со-воскресение с Ним для обновленной жизни (Тит. 3:5). В Крещении человек, приобщаясь источнику новой благодатной жизни, ранее ему недоступной, духовно возрождается. В возрождении имеют нужду все люди, как потомки падшего Адама, и оно невозможно никаким естественным путем, — сверхъестественным же средством к тому указано Крещение. Поэтому Священное Писание говорит о Крещении как о новом духовном рождении от Бога (Ин. 1:12-13; 3:6). Также в Крещении человек усыновляется Богу, становится чадом Божиим (Гал. 3:26-28) и членом тела Христова, т.е. Церкви (1 Кор. 12:13). Наконец, крещенные, как чада Божии, соделываются наследниками Богу, сонаследниками же Христу (Рим. 8, 17).

Условием принятия Крещения являются покаяние и вера:

Петр же сказал им: «покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов…» (Деян. 2:38)

«Кто будет веровать и креститься, спасен будет…» (Мк. 16:16)

Что касается младенцев, то они, в соответствии с традицией древней Церкви, принимают Крещение по вере родителей и восприемников, которые при этом обязаны научить их вере, когда они будут приходить в возраст. Церковь учит, что Крещение необходимо и младенцам, ибо и они подлежат первородному греху и без Крещения не могут получить отпущения этого греха.

Восприемники (крестные родители) принимают на себя обязанность наставлять крестника в духовной жизни, молиться о нем, следить за его воспитанием, учить благочестивой жизни.

Не могут быть восприемниками:

— неверующие, некрещенные и инославные христиане (христиане другого исповедания: члены Римо-Католической Церкви, Армянской Апостольской Церкви, лютеране и т.д.);

— совершенно несведущие в православной вере, не имеющие опыта церковной жизни и не желающие прилагать усилия к воцерковлению;

— лица, проживающие в удалении от семьи крещаемого младенца и не имеющие возможности активно содействовать семье в воспитании ребенка;

— родители крещаемого младенца;

— монашествующие («Ниже восприемник бывает монах детища», Номоканон при Большом Требнике, ст. 209, 84)

— малолетние (восприемники должны быть совершеннолетними, чтобы сознавать всю ответственность, которую они принимают. Церковь разрешает становиться крестными родителями с 15 лет для восприемника и с 13 лет для восприемницы (Номоканон при Большом Требнике, ст. 84; Указ Св. Синода от 27 августа 1837г.));

— потерявшие рассудок;

— преступники и явные грешники (пребывающие в блудном сожительстве, практикующие магию и т.д.).

В Таинстве Крещения восприемник принимает ребенка из крещальной купели и дает обещание Богу воспитывать ребенка в христианской вере. Поэтому «заочно» человек не может стать восприемником.

Главные критерии способности православного христианина стать восприемником:

— любовь к ребенку и желание помогать ему возрастать в православной вере и благочестии;

— воцерковленность (опыт церковной жизни), ведь только такой человек может стать хорошим духовным наставником.

В начале чина Крещения священник нарекает христианское имя крещаемому, с которым тот будет участвовать в Таинствах Церкви.

Изменение имени при этом производится в соответствии со святцами – перечнем имен святых, канонизированных в Русской Православной Церкви. Сережа становится Сергием, Оксана – Ксенией, Егор – Георгием и т.д. Если имя, данное крещаемому при рождении, не содержится в святцах (и не относится к производным от содержащихся там имен), то священник нарекает новое имя, посоветовавшись предварительно с родителями младенца или с крещаемым, если тот достиг совершеннолетия. Например, Карину принято крестить с именем Екатерина, Станислава с именем Вячеслава и т.д.

Но если при рождении человек получил христианское имя, то менять его в Крещении не принято. В большинстве случаев такое стремление обусловлено оккультным и суеверным желанием оградить крещаемого «от сглаза», что несовместимо с православным пониманием Крещения. Ведь спасает человека Божья благодать, а не «механическое» изменение имени.

После чтения «запретительных молитв» священник предлагает восприемникам повернуться лицом на запад (духовный символ власти тьмы) для отречения от диавола и всего, что с ним связано (в т.ч. от греховной жизни, от магии, обращения к «бабкам», целителям и экстрасенсам). В это время крещаемый (если это младенец, то его восприемники) в ответ на вопросы священника произносит отречение от диавола сначала трижды в форме настоящего времени («отрекаюсь»), а затем как свершившийся факт в форме прошедшего времени («отрекся (-лась)»).

После призыва священника дунуть и плюнуть на диавола («и дуни и плюни на него»), крещаемому (или восприемникам младенца) следует символически трижды дунуть и плюнуть на него в сторону запада в знак презрения к диаволу

После этого крещаемый встает под защиту Христа, взяв, по слову апостола Павла, щит веры… чтобы возмочь угасить все раскаленные стрелы лукавого (Еф. 6; 16).

После того как крещаемый отрекся от сатаны, он поворачивается к востоку. «Когда же ты отрицаешься сатаны, разрывая совершенно всякий с ним союз, и древнее согласие со адом, тогда отверзается тебе рай Божий, на востоке насажденный, откуда за преступление изгнан был наш праотец. Означая сие, обратился ты от запада к востоку, стране света» (св. Кирилл Иерусалимский).

Затем крещаемый (или восприемник) трижды исповедует верность Христу.

Священник говорит ему: «Сочетаваеши ли ся (сочетаешься ли) Христу?»

И крещаемый (или восприемник) отвечает: «Сочетаваюся».

Трижды задается этот вопрос и трижды звучит ответ. Это – исповедание личной верности Христу при вступлении в ряды Его воинов, потому и звучит эта клятва подобно солдатской присяге.

Затем священник снова говорит ему: «Сочетался ли еси Христу?».

И тот отвечает: «Сочетахся».

Священник говорит: «И веруеши ли Ему?»

Крещаемый (или восприемник) отвечает: «Верую Ему, яко Царю и Богу».

Это решение и клятва принимаются раз и навсегда, они не подлежат пересмотру или переоценке, в зависимости от обстоятельств, ибо, по словам Господа нашего Иисуса Христа, «никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9:62).

Так же крещаемый (или восприемник) должен прочитать символ веры, который он должен знать наизусть. Тем самым выражается принятие веры, догматов и жизни Церкви – «присяга» верности Церкви. Символ веры содержит в сокращенном виде все православное вероучение, все христианские истины.

По-церковнославянски По-русски
1. Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым. 1. Верую в единого Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.
2. И во единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век: Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. 2. И в Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков: Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, одного существа с Отцом, Им же все сотворено.
3. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася. 3. Ради нас людей и ради нашего спасения сошедшего с небес и принявшего плоть от Духа Святого и Марии Девы, и ставшего человеком.
4. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребена. 4. Распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного.
5. И воскресшаго в третий день по Писанием. 5. И воскресшего в третий день, согласно Писанию.
6. И возшедшаго на небеса , и седяща одесную Отца. 6. И восшедшего на небеса, и сидящего по правую сторону Отца.
7. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. 7. И снова грядущего со славою, чтобы судить живых и мертвых, Его же Царству не будет конца.
8. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. 8. И в Духа Святого, Господа, дающего жизнь, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном сопоклоняемого и прославляемого, говорившего через пророков.
9. Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. 9. В единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10. Исповедую едино крещение во оставление грехов. 10. Признаю одно крещение для прощения грехов.
11. Чаю воскресения мертвых. 11. Ожидаю воскресения мертвых.
12. И жизни будущаго века. Аминь. 12. И жизни будущего века. Аминь (истинно так).

После призыва священника «и поклонися Ему» (т.е. Богу) взрослый крещаемый или восприемники совершают поклон в сторону алтаря (на восток).

Возглашением «Благословенно Царство…» начинается собственно Таинство Крещения.

В это время священник помазывает крещаемого освященным маслом. К этому моменту ребенка следует полностью освободить от одежд и вынуть из полотенца.

Заблаговременно необходимо позаботиться об устранении препятствий к помазанию тела крещаемого елеем (маслом) и Святым Миром. Священник помазывает лицо, уши крещаемого, верхнюю часть груди, руки и ступни.

После совершения водного Крещения священник надевает на крещаемого нательный крест и крестильную рубашку белого цвета. Это означает, что человек возвращается к целостности и невинности, которыми он обладал в раю, восстановление его истинной природы, искаженной первородным грехом.

После этого восприемники с ребенком совершают шествие вокруг купели, следуя за священником против движения солнца, как бы навстречу Христу, именуемому «Солнцем правды». В это время мы слышим слова апостола Павла из его послания к Галатам 3:27: «вы, которые были крещены во Христа, все вы облеклись во Христа». Далее читается отрывок из Послания апостола Павла к Римлянам, в котором раскрыт смысл Крещения как погребение в воде «ветхового человека» (смерть для греха), и воскресение со Христом для новой и вечной жизни, посвященной Богу.

По прочтении Апостола священник благословляет собравшихся и читает отрывок из Евангелия от Матфея о том, как Воскресший Христос дал заповедь апостолам нести весть о Себе всем народам, крестить уверовавших во имя Троицы и духовно учить их.

Далее священник совершает молитвы о принявшем Крещение человеке, омывает помазанные Святым Миром части его тела, совершает символическое пострижение крещеного человека, отрезая крестообразно четыре пряди его волос. Это пострижение означает отсечение греховной воли и принятие воли Божией, готовность послужить Богу.

Далее священник читает молитву о восприемниках и человеке, принявшем Крещение. В это время младенца передают на руки его родной матери, и она вместе с ребенком подходит к царским вратам и слушает молитву священника, в которой тот благодарит Бога за благополучное рождение ею младенца и просит благословить ее снова участвовать в Таинстве Святого Причащения.

Последний обряд крещения – воцерковление (т.е. первые шаги в церковной жизни). В это время младенца передают на руки священнику, после чего тот читает молитву воцерковления.

При этом младенца мужского пола или взрослого мужчину вводят в алтарь (т.к. мужчины могут служить Богу в алтаре). Участвующему в воцерковлении младенца родителю или восприемнику, не заходя в алтарь, необходимо дождаться священника перед царскими вратами, взять младенца на руки и вернуться на то место, где стоят восприемники.

Завершает чин Крещения так называемый «отпуст», т.е. молитва, в которой священник просит Бога спасти всех присутствующих по молитвам Божией Матери, а также молитвами небесных покровителей храма и человека, принявшего Крещение.

Право совершать Таинство Крещения принадлежит прежде всего приходскому священнику, законно рукоположенному и не находящемуся под запрещением.

Однако в случае крайней нужды (например, при угрозе смерти) Крещение может совершить при отсутствии священника диакон, псаломщик и даже мирянин: мужчина или женщина.

Мирянин, взявший на себя по нужде совершение Таинства Крещения, должен быть верующим христианином и отдавать себе отчет о важности этого Таинства. Кроме того, он должен правильно произнести тайносовершительные слова: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца (первое погружение), аминь, и Сына (второе погружение), аминь, и Святаго Духа (третье погружение), аминь».

Крещенный таким образом человек по выздоровлении должен быть доставлен к священнику вместе с лицом, совершившим Крещение. Священник предварительно убедившись путем подробного опроса в том, что Крещение совершено правильно, лишь довершает его и совершает Таинство Миропомазания.

В Крещении человек получает освобождение от первородного греха и прощение всех своих грехов, совершенных до Крещения. Однако оно является лишь первой ступенью восхождения души к Богу, и если за ним не следует обновление всей жизни, духовное перерождение, решительный отказ от дел «ветхого человека», то оно не приносит плода. Благодать Божия, получаемая в Крещении как залог, как семя, будет прорастать в человеке и многообразно проявляться на протяжении всей его жизни, если он стремится ко Христу, живет в Церкви  и исполняет заповеди. Если же Крещение было только формальностью, данью традиции или моде, и человек продолжает жить как язычник или неверующий, он лишается всех плодов Таинства, отлучает себя от Христа и извергает себя из Церкви.

Источники:

1. Митрополит Филарет «Катихизис»

2. Протоиерей Олег Давыденков «Догматическое богословие»

3. Прот. Н. Малиновский «Очерк православного догматического богословия», т. 2

4. Игумен Иларион Алфеев «Таинство веры. Введение в православное догматическое богословие»

5. Священник Александр Усатов «Оглашение на современном этапе»